Легенды и мифы Алтая. <Легенда об образовании Телецкого озера>


Давным-давно на месте <Телецкого> озера от гор Туалок и Алтынту до гор Карабель и Чепту была большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В неё вливались все реки, что впадают теперь в озеро. Эта большая плодородная долина изобиловала хорошими лугами.

По лугам паслись несметные отары овец, стада коров, косяки лошадей. В окрестной тайге водилось много козлов, оленей и всякого пушного зверя, много птицы. В реках – много рыбы. Удобных для поселения мест было достаточно. На расстоянии слышимости голоса человеческого располагался аил от аила алтайцев-скотоводов.

Во главе племени, населявшего долину, стоял хан Теле.

Хан Теле имел бесчисленные стада и всякого добра – злата, серебра, дорогих одежд и мехов – несметное количество. Но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Хан Теле, идя на войну, всегда опоясывался этим мечом и никогда не знал поражений. Среди жен хана была молодая и красивая Чольчу, которая была умна и имела влияние при дворе повелителя. Хан любил её больше других жён и даже советовался с ней.

Про богатства хана Теле услыхал его влиятельный сосед хан Богдо. Он решил силой завладеть ими и, собрав полки хорошо вооружённых воинов, напал на владения хана Теле. Узнав о нападении, хан Теле, как всегда, опоясался своим золотым мечом, собрал верную дружину и бросился навстречу врагу.

Хан Богдо не ожидал такого стремительного ответного удара. Войско его дрогнуло и обратилось в бегство. Хан Теле настиг вероломного Богдо, взял его в плен и обезоруженного, связанного по рукам и ногам доставил в свой шатёр.

Взмолился хан Богдо пощадить его, стал предлагать вечную дружбу, обещал дорогие подарки победителю и его женам.

Чольчу, избалованная богатством, польстилась на обещания и уговорила мужа отпустить хана Богдо.

Прошло некоторое время, и от хана Богдо приехали послы со всевозможными дарами. После вручения подарков послы передали хану Теле приглашение прибыть в стан их повелителя со всею свитой. Приглашая хана, послы намекнули, что хан Богдо не забыл доброты и жалости к нему и сказочно одарит своего друга.

Хан Теле, посоветовавшись с Чольчу, принял приглашение.

Одарив богато послов и вручив им подарки для хана Богдо, Теле отпустил их домой. Вскоре хан Теле стал собираться в далёкий путь. Когда к отъезду всё было готово, он зашёл в шатёр к любимой жене проститься. Чольчу сняла со стенки шатра золотой меч и хотела опоясать им мужа, но хан отстранил её и с упрёком заметил: «Я еду к своему другу в гости, а не в стан врага, и меч мне не нужен, как не нужно оружие моей свите. Вместо него мы берём с собой серебро и золото, дорогие меха и шёлковую одежду для подтверждения наших дружеских чувств. Ждите нас через одну луну обратно с ответными дарами моего друга хана Богдо».

Чольчу знала, что свои советы повторять она не смеет. Спрятав в сердце тревогу и опасения, она повесила золотой волшебный меч на место.

Хан Теле с богатым караваном тронулся в далёкий путь. Через десять дней тяжёлого пути караван достиг владений хана Богдо, где был встречен сторожевым отрядом.

Воины оказали хану Теле соответствующие знаки внимания и дали проводников. Отблагодарив охрану, хан двинулся дальше. К исходу следующего дня караван достиг шатров хана Богдо. Навстречу ему выехало целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему как высокому гостю почестей, но к удивлению своему принят был как пленник. Он хотел объяснить цель своего приезда. Однако в ответ на это всадники плотным кольцом окружили его и свиту и погнали к шатрам хана Богдо.

По приказу хана Богдо хан Теле и его спутники были убиты.

В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассёк остриём землю и ушёл вглубь, образовав огромную зияющую пропасть между гор.

Жена хана Теле Чольчу оказалась на скале у края пропасти. Она поняла, что лишилась мужа, и безысходное горе овладело ею. Из её прекрасных лучистых глаз брызнули и покатились горючие слёзы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли, Чольчу превратилась в говорливый поток.

Источник: Дулькейт Т.Г. Телецкое озеро в легендах и былях. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1979. – С. 38-41.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language »