г. Горно-Алтайск, памятник Первому Учителю.

Из истории народного образования: первые учителя Горного Алтая


5 октября в России отмечается праздник «День учителя». В советское время этот день праздновался в первое воскресенье октября. С 1994 года наша страна, как и весь мир, проводит праздничные мероприятия, посвященные Дню учителя, 5 октября. В этот день профессиональный праздник отмечают учителя школ, преподаватели высших и средних учебных заведений и другие работники сферы образования. К этой дате нами подготовлена ещё одна статья о первых учителях Горного Алтая, тех кто навсегда связал свою судьбу с просвещением населения.

История народного образования Республики Алтай началась в первой половине ХIХ века. Первые шаги в организации школьного образования на территории Горного Алтая принято связывать с Алтайской духовной миссией, развернувшей свою деятельность на Алтае в 1830 г. Школы, образованные миссионерами, являли собой факт прогрессивного значения, особенно в таких отдалённых уголках России, каким была в ХIХ в. территория нынешней Республики Алтай. В чрезвычайно сложных природно-климатических, экономических условиях миссионерам всё же удалось создать первоначальную базу, на которой впоследствии будет развиваться всеобщее начальное школьное образование в Горном Алтае [Ключникова, электронный ресурс].

В 1902 г. миссия содержала 54 школы, в которых обучалось 1146 мальчиков (607 алтайцев) и 440 девочек (218 алтаек). В центральном стане миссии, в селе Улала, были открыты мужская двухклассная и женская школы с общежитием.

Мужская и женская церковно-приходские школы. с. Улала, начало XX в.
Мужская и женская церковно-приходские школы. с. Улала, начало XX в. Фотография из фондов Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина. Опубликована в каталоге выставки «Улала. Ойрот-Тура. Горно-Алтайск». г. Горно-Алтайск, 2018 г.

Преподавание в школах миссии велось по системе Н.И. Ильминского, на алтайском и русском языках [Бабин, 2002, с. 41]. Подготовкой учительских кадров для миссионерских школ занималось Центральное миссионерское училище, открытое в Улале в 1867 г., впоследствии эти функции выполняло Бийское миссионерское катехизаторское училище [Расова, 2001, с. 6]. Согласно параграфу 28 устава лицам, успешно прошедшим курс обучения в училище присваивалась квалификация учителя одноклассной церковно-приходской школы [Крейдун, 2008, с. 153]. Как отмечается в «Записках наблюдателя школ Алтайской духовной миссии миссионера священника Павла Сорокина»: «Учителями состоят большей частью инородцы. Обыкновенно из окончивших курс Бийского катехизаторского училища» [Из духовного наследия…, 1998, с. 175].

Общеизвестно, что учитель как представитель культуры является примером для окружающих. Вот как определял в начале ХХ в. эту роль священник Павел Сорокин: «У каждого учителя свой огород, покос, пашня. Алтайцы видят работы учителя и охотно берут пример. Алтайская школа и теперь, как и раньше внушает детям отвращение к вину, любовь к труду. «Это хорошо», «это плохо», «это полезно», «это бесполезно», «это доходно», «это недоходно», «тут надо так поступать» – так алтайская школа раньше говорила инородцам, эти же голоса и теперь от нее слышны» [Из духовного наследия…, 1998, с. 176].

Выпускником Бийского катехизаторского училища был Чевалков Павел Иванович. Он родился 24 июня 1890 г. в с. Улала в семье Чевалкова Ивана Никитовича, родного племянника М.В. Чевалкова. И.Н. Чевалков был старостой с. Улалы в конце ХIХ – нач. ХХ в. [Крейдун, 2010, первый форзац]. 1 октября 1909 г. Павел Иванович начал работать учителем Аносинской церковно-приходской школы, а затем – в Таштинской школе Улалинской волости, в 1911–1930-е гг. – в сс. Бирюля, Челушман, Кош-Агач.

С октября 1930 г. по 1953 г. П.И. Чевалков работал инспектором ОблОНО (областного отдела народного образования) и методистом по национальным школам Областного педагогического кабинета. В 1935 г. Павел Иванович возглавил работу Комитета нового алфавита алтайского языка. В 1943 г. приказом ОблОНО его назначили председателем терминологической комиссии алтайского языка. В 1945 г. П.И. Чевалков закончил работу по составлению таблиц по родному языку для алтайских школ. В 1951 г. он был включен в группу авторов для написания «Методики алтайского языка для I–IV классов», пересмотру программы по родному языку и литературе для алтайских школ. Награждён 2-мя орденами Ленина [Национальный музей, л. ф. «Чевалков П.И.»].

Тозыяков Фёдор Сергеевич родился 5 сентября 1866 г. в с. Чепош Бешпельтирской волости. Закончил Бийское катехизаторское училище. В 1887 г. служил в Кош-Агачской таможенной полиции. Затем переехал на место жительства в с. Узнезя Бешпельтирской волости, работал учителем Узнезинской начальной школы.

10 августа 1937 г. Ф.С. Тозыяков был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации против Советской власти. Осуждён постановлением Судебной Тройки УНКВД (Управления Народного комиссариата внутренних дел) по Алтайскому краю от 3 ноября 1937 г. по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 12 ноября 1937 г. в г. Ойрот-Туре (ныне – г. Горно-Алтайск). Постановлением Президиума Алтайского краевого суда от 20 февраля 1958 г. Ф.С. Тозыяков реабилитирован [Национальный музей, л. ф. «Тозыяков Ф.С.»].

Тырмак (Тырмаков) Василий Михайлович родился 30 января 1897 г. в селе Чемал в семье священника отца Михаила Тырмакова. В 1916 г. он закончил Томскую Духовную Семинарию со свидетельством об окончании 4-х классов, выданным 20 июня 1916 г., № 325. Василий Михайлович работал учителем Сайдысской одноклассной школы, впоследствии – Ыныргинской школы Чойского района [Национальный музей, л. ф. «Тырмак В.М.»].

В 1924 г. В.М. Тырмак работал учителем Куюмской школы 1 ступени, с 1925 г. по 1929 г. – заведующим Аносинской школы Эликманарского аймака. С 1934 г. по 1937 г. В.М. Тырмак работал преподавателем при Ойротском национальном рабфаке. В.М. Тырмак был делегатом Первого Ойротского областного съезда учителей (1924 г.), участником первых учительских конференций, Первой Ойротской областной языковедческой конференции (1940 г.). Он является автором «Орфографического словаря» (1940 г.) и составителем орфографии алтайского языка, «Учебника русского языка для 4-го класса горно-алтайских школ».

Тырмакова Нина Васильевна, в девичестве Свинина, родилась в 1894 г. в г. Павлодаре. С 1906 г. семья Свининых жила в г. Каинске Томской губернии. В 1910 г. они переехали на место жительства в г. Бийск Томской губернии. В 1910 г. Н.В. Свинина работала учителем Шебалинской, Мыютинской школ Бийского уезда. В 1916 г. Нина Васильевна обучалась на педагогических курсах для учителей школ Алтайской Духовной миссии. В 1919 г. на областных педагогических курсах она познакомилась с учителем Тырмаковым (Тырмак) Василием Михайловичем, вышла за него замуж.

В «Отчете о состоянии алтайских миссионерских церковных школ за 1912 учебный год помощника наблюдателя алтайских школ священника Павла Сорокина» написано: «Число школ растет, растет и нужда в учительском персонале. Для алтайских мальчиков есть выход на учительское поприще через Бийское катехизаторское училище, а для девочек нет. Нужда же в этом есть. Дай Бог, чтобы ходатайство об открытии женской школы осуществилось, и из Чемала бы выходили сеятельницы добра и ума. Алтайцы будут с радостью приветствовать это святое высокое начинание» [Из духовного наследия…, 1998, с. 175]. В этом же отчете встречается положительная оценка работы первых женщин учительниц, среди которых упоминается улалинская учительница Екатерина Ялбачева [Из духовного наследия…, 1998, с. 172].

В памяти старшего поколения жителей г. Горно-Алтайска сохранились воспоминания о двух учительницах, двух подругах: Екатерине Ивановне Истегешевой (Ялбачевой) и Екатерине Ивановне Плюхиной. Общая работа на «ниве народного просвещения» навсегда объединила их судьбы.

Коллектив учителей школы № 12. 1950-е гг.
Коллектив учителей школы № 12. 1950-е гг. Фотография из фондов Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина. Опубликована в каталоге выставки «Улала. Ойрот-Тура. Горно-Алтайск». г. Горно-Алтайск, 2018 г.

Екатерина Ивановна Плюхина родилась в 1883 г. в г. Чердынь Пермской губернии. В 1899 г. она окончила двухклассное городское училище. В 1910 г. Екатерина Ивановна приехала работать в Горный Алтай. «Она ехала в незнакомый край непуганых птиц, в Сибирь, о которой не раз доводилось слышать много устрашающего… Из Барнаула, где в те времена заканчивалась железная дорога, до Улалы добирались на перекладных» [Национальный музей, л. ф. «Плюхина Е.И.»]. В 1912 г. Е.И. Плюхина поступила работать в Улаганскую церковно-приходскую женскую школу. В 1913 г. она сдала экзамен на звание учительницы при катехизаторских курсах в г. Бийске. Екатерина Ивановна обучалась на учительских курсах в 1916, 1917, 1918, 1921 гг. Затем она работала в с. Улала в начальной школе, а позднее была переведена в образцовую школу.

Материалы об учительницах Е.И. Истегешевой, Е.П. Калашниковой, З.Н. Параевой вы можете прочитать на нашем сайте в статье «Учитель! Пред именем твоим…».

Список литературы и источников: 1. Бабин В.Г. Религиозно-просветительская система Н.И. Ильминского и ее роль в становлении национальных школ Поволжья, Приуралья и Сибири // Макарьевские чтения. Сборник научных статей. – Горно-Алтайск. –2002. – С. 37-48. 2. Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосибирск. – 1998. – С. 167-182. 3. Ключникова М.Ю. Организация школьного дела в Горном Алтае Алтайской духовной миссией в XIX веке. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uzluga.ru/potrd/Организация+школьного+дела+в+Горном+Алтаеd/ main.html – (дата обращения 14.09.2016). 4. Крейдун Г. Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность. – М. – 2008. – С. 133-200. 5. Крейдун Г. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в ХХ – начале ХХI века. – Барнаул. – 2010. – 202 с., ил. 6. Люди эпохи ХХ века. Горно-Алтайск – 2002. – С. 126-127. 7. Национальный музей. – Фонды. – Л. Ф. «Плюхина Е.И.». 8. Национальный музей. – Фонды. – Л. Ф. «Тырмак В.М.». 9. Национальный музей. – Фонды. – Л. Ф. «Тозыяков Ф.С.».10. Национальный музей. – Фонды. – Л. Ф. «Чевалков П.И.». 11. Полтева Т.И. Первые учителя Горного Алтая / Т. И. Полтева // Макарьевские чтения : материалы ХI Междунар. науч.-практ. конф. Горно-Алтайск, 21-24 сентября 2016 г. – Горно-Алтайск, 2016. – С. 100-105. 12. Полтева Т.И. Учитель! Пред именем твоим… / Т.И. Полтева // Оносские встречи – 2006. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 133–145. 13. Расова Н.В. Миссионерские школы // Алтайская миссия. Вестник барнаульской епархии. – 2001. – № 9(105) сентябрь. – С. 6-7. 14. Шмидт Т. Жизнь, отданная детям // ХХ чактын нерелу улузы. Люди эпохи ХХ века. – 2002. – С. 126-130.

Материал подготовила Т.И. Полтева,3 октября 2021 года.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language »