Чуйский тракт. Шебалинский район.

Чуйский тракт: история и современность.


Чуйский тракт – современная федеральная автомобильная дорога Р-256 (М-52) «Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией». Протяженность Чуйского тракта – 953 км. Дорога получила свое название по имени реки Чуя (самому значительному притоку Катуни, длина 320 км., начинается двумя истоками на западном склоне хребта Чихачёва, которые сливаются в районе с. Кош-Агач), по берегу которой тракт идёт в Онгудайском и Кош-Агачском районах Республики Алтай.Исторически Чуйским трактом называли автомобильную дорогу от г. Бийска до границы с Монголией. С 1961 г. название Чуйский тракт закреплено за автодорогой от Новосибирска до Ташанты.

По версии научно-популярного журнала «National Geographic» Чуйский тракт, единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. «Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по «Чуйскому тракту» – все равно, что пересечь всю Россию…».

Чуйский тракт, согласно исследованиям, впервые упоминается в древних хрониках Китая как «Мунгальский тракт». В русских книгах записи об этой «караванной тропе» встречаются в книге «Большого чертежа всему Московскому государству» (XVI в.). Исторические корни Чуйского тракта имеют тесную взаимосвязь с проникновением на Алтай Великого шелкового пути.

Поводом для начала регулярной торговли на Чуе в XIX в. послужило ежегодное религиозное шествие джунгарских дербетов, которые в сопровождении монгольского войска ежегодно отправлялись для осуществления обрядов в верховьях реки Катуни, в урочище Байхач, где находилось большое священное дерево. Постепенно к дербетам присоединяются пограничные жители пикетов Тархаты и Джидар. В местечке Бураты в то время проходили 3 ярмарки. Первая в начале июня под названием «Черю кельди» (Войско пришло), видимо связанная с приходом монгольского войска. В августе проводилась вторая ярмарка под названием «Калан» (продажа в долг). Этот вид торговли был кредитным. Третья под названием «Шаланга» (рождественская ярмарка) проходила в декабре. Сначала монголы и китайцы торговали с местным населением, затем вступили в контакт с русскими купцами на ярмарке. Основным предметом торговли русских купцов на Чуе была юфтевая кожа, закупали они сурковые и другие шкурки. Солдаты и офицеры постепенно вытеснились китайскими и монгольскими купцами, торговые операции приобретали все более важное значение (Табаев, 1975: с. 7).

В результате организации регулярных торговых отношений были построены первые избушки на Чуе, в месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Завозить товары в горы на большие расстояния по опасной тропе без перевалочных пунктов было довольно сложно, поэтому начали строиться промежуточные базы, позже превратившиеся в сёла. Первый такой пункт устроил купец Шебалин. Его заимка превратилась в крупное село Шебалино, ныне районный центр Республики Алтай. Позднее появились перевалочные пункты в с. Топучая, с. Онгудай и с. Кош-Агач. Пионерами торговли здесь были бийские купцы Хабаровы и житель Змеиногорска Токарев. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10 избушек-складов, а бийский купец 1-й гильдии В.А. Гилёв построил себе жилой дом. В 1870 г. купцы Гилёв, Бодунов, Смирнов и Котельников пересекли границу с Монголией, а позже и границу с Китаем, где открыли свою торговлю. Во 2-й половине XIX в. силами крестьян из близлежащих сел была построена дорога от Бийска до Шебалино, по которой можно было проехать на телеге. На участке от Шебалино до Кош-Агача грузы продолжали перевозить только вьючным способом.

С 1870-х гг. началось постепенное переустройство вьючного пути в колесную дорогу через села Алтайское, Черга, Шебалино. Село Онгудай становится важным перевалочным пунктом и в 1891 г. там была учреждена таможня.

С целью капитального устройства тракта в 1880-х гг. по всей линии Чуйского тракта под руководством инженера Брещинского проводились первые изыскательские работы. Рассматривалось несколько вариантов строительства. По максимальной смете предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы передвигаться на телегах, но и построить шестнадцать постоялых дворов для отдыха и смены лошадей. Но эти проекты так и остались на бумаге из-за отсутствия средств. Весной 1901 г. приступили к строительству участка дороги от Шебалино до Кош-Агача. С этой целью на Алтай были командированы из Московской сапёрной бригады два офицера и тридцать нижних чинов. Строили тракт и крестьяне из ближайших деревень и сел. Всего в работе участвовало от 80 до 158 рабочих.

Бийские купцы организовали подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих с китайскими подданными, и в короткий срок собрали 10 тыс. руб. В середине 1903 г. строительство дороги было завершено, и началось регулярное движение колесных повозок на всем протяжении тракта. В это же время начала действовать телеграфная линия между Бийском и Кош-Агачем.

Бурное развитие промышленности заставило вновь обратить внимание на Чуйский тракт теперь уже в плане капитального строительства для движения автомобилей. В 1913 г. на Алтай прибыла экспедиция с целью составления проекта строительства Чуйского тракта под руководством техника путей сообщения Вячеслава Яковлевича Шишкова (1873–1945), впоследствии известного писателя, автора романа «Угрюм река», эпопеи «Емельян Пугачев», путевых очерков «По Чуйскому тракту» и др.

Шишков Вячеслав Яковлевич родился в 1973 г. в г. Бежецке Тверской губернии в семье купеческого приказчика. После окончания Бежецкого городского училища он поступил в Вышневолоцкое техническое училище. В конце 1894 г. техник В.Я. Шишков был направлен на работу в г. Томск в Управление округа путей сообщения по рекам Западной Сибири.

В период с 1909 г. по 1914 г. В.Я. Шишков работал в изыскательских экспедициях на реках: Обь, Чарыш, Бия, Енисей, Лена, Катунь, Нижняя Тунгуска и других. В мае 1913 г. в качестве техника Томского округа путей сообщения он руководил Чуйской экспедицией по изысканию тракта из Бийска до монгольской границы у Кош-Агача. Вот так характеризует В.Я. Шишков свое путешествие по Алтаю: «Алтай все надвигается и надвигается, идет на вас. Горы закрыты голубыми фатами. Целомудрием от них веет, непорочной чистотой. Тройка ваша бежит вперед, а Алтай все ближе становится. Горы сбрасывают одну за другой воздушные пелены, прекрасную наготу свою открывают, чаруют вас, обещают, что-то сулят. Горы отдельными сопками обходят вас, ловко заходят в тыл и с боков, и вы чувствуете, что незаметно, с каждым шагом попадаете все крепче в сладкий плен Алтая. Алтай идет на вас».

В 1916 г. проект был закончен и сдан заказчикам. Он предусматривал два варианта. Один из них – на всем протяжении правым берегом реки Катуни, с целью миновать все паромные переправы с выходом на левый берег в районе бома Кур-Кечу. Другой вариант – от Бийска сразу на левый берег Катуни и через села Смоленское, Алтайское до села Черга, от которого по ныне существующей трассе до Монголии. Работы по строительству тракта были прерваны Первой мировой войной, событиями Революции и Гражданской войны.

26 мая 1922 г. постановлением ВЦИК Чуйскому тракту был присвоен статус государственного. В 1922 г. на Чуйском тракте начались новые работы. Был выбран Катунский вариант направления дороги, который предусматривал следующий маршрут: Бийск – Майма – Чемал – Каянча. Планировалось соединение со старой дорогой в районе бома Кур-Кечу. Позднее было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в районе села Усть-Сема Чемальского района, а новый тракт соединить со старым в районе села Черга Шебалинского района.

В 1924–1925 гг. развернулись дорожные работы в горной части тракта. В 1931 г. началось строительство Чуйского тракта как автомобильной дороги. В 1933 г. в связи с важным военно-стратегическим значением строительство Чуйского тракта было передано в ведение НКВД и за автомагистралью закрепилось название «Чуйский военизированный тракт». Работы на строительстве дороги велись вручную в труднейших условиях силами жителей прилегающих сел и заключенных. Вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга строились «командировки» — рассчитанные на 300-400 заключённых лагеря. Раскулаченные сибирские крестьяне стали строителями тракта. В течение 1931–1934 гг. было проложено 363 км шоссейной дороги с гравийным и щебеночным покрытием.

При строительстве новой дороги большое значение придавалось строительству мостов. В 1923 г. был построен мост через р. Чую около с. Кош-Агач, три парома через р. Катунь на двенадцать подвод каждый. В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в Советском Союзе наплавной понтонный мост. В 1934 г. началось сооружение первого в мире двухкабельного висячего моста через Катунь у с. Иня, спроектированного С.А. Цаплиным. В 1935 г. были сданы в эксплуатацию деревянный мост через р. Бию в г. Бийске, деревянный мост через р. Ишу и мост через р. Катунь у с. Усть-Сема.

В июле 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск – Кош-Агач для проверки построенных участков полотна и эксплуатационных качеств отечественных автомобилей «ЗИС-5». За 5 дней 28 грузовых и 2 легковых автомобиля прошли по труднейшей горной дороге.

Чуйский военизированный тракт на всем протяжении (Бийск – Майма – Усть-Сема – Черга – Онгудай – Иня – Кош-Агач – Ташанта) был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.

В годы Великой Отечественной войны Чуйский военизированный тракт становится дорогой стратегического назначения. По нему перевозилась продукция горнодобывающей промышленности (ртуть, вольфрам и др.), сельского хозяйства (мясо, молоко, зерно, панты маралов, шерсть и др.), шли караваны с грузами из Монголии.

На фронт за годы Великой Отечественной войны от Управления дороги было мобилизовано 84 работника. В 1941 г. с Алтая на фронт был направлен 71-й дорожно-эксплуатационный полк, сформированный в Бийске, который состоял в основном из высококвалифицированных шоферов и дорожников с Чуйского тракта – из Бийска, Маймы, Шебалино, Ини, Онгудая и Кош-Агача.

Приходили распоряжения и о мобилизации на фронт автомобилей. В предписании говорилось, что машина должна быть в полной исправности и с комплектом положенного к ней инструмента. Таким образом, на фронт была отправлена почти вся действующая техника. На обслуживание перевозок осталось всего 40 автомобилей устаревших марок. Грузы возили на лошадях, быках, на Чуйский тракт вернули верблюдов.

За время своего существования Чуйский тракт неоднократно обновлялся: в 1956–1957 гг. был осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема – Шебалино. В 1959 г. построен капитальный железобетонный мост через р. Катунь у с. Усть-Сема. В 1964 г. – мосты через р. Бия и Иша, в 1970 – мост через р. Катунь у с. Иня. В 1984 г. введена новая дорога через перевал Чике-Таман и построена обводная дорога, выводящая автомобили на Чуйский тракт, минуя город Бийск.

Чуйский тракт знаменит своими перевалами. Семинский перевал (Дьая Менку в пер. с алтайского Вечная грива) – самая высокая точка Чуйского тракта. Высота перевала 1717 метров над уровнем моря. Название перевала происходит от монгольского «себи» – крепость. Во все времена это было труднопроходимым местом, т.к. зимой здесь лежали огромные снега, а с весны до поздней осени было вязкое болото. Перевал разделяет бассейны рек Туэкты и Семы.

Семинский перевал – уникальный природный комплекс и важный стратегический пункт в истории народов, символ выдающего исторического события. На вершине установлен памятник, посвященный 200-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства.

Семинский перевал – государственный памятник природы. Он ценен как природный комплекс – рубеж Северного и Центрального Алтая. Перевал имеет несколько высотных почвенно-растительных поясов: лесостепной, лесной, горно-таежный, высокогорный. Растительный покров перевала имеет большую научную и практическую ценность. В составе растительных сообществ насчитывается 4 эндемика: кровохлебка Азовцева, роза остроиглистая, родиола морозная, дендрантема выемчатолистная. На перевале произрастают кедр сибирский, карликовая березка, ива, кедровый стланец, герань белоцветковая, горец змеиный, кандык, ветреница алтайская, золотой корень и другие растения. На Семинском перевале расположен учебно-тренировочный центр «Семинский перевал» – спортивная база олимпийского резерва России.

Не менее живописным является перевал Чике-Таман (в пер. с алтайского «Прямая подошва»). Высота перевала 1295 метров над уровнем моря. В 1996 г. перевал Чике-Таман объявлен памятником природы. Из исторических источников известно, что дорога через перевал существовала с незапамятных времен. Старожилы до сих пор показывают следы древней дороги, вырубленной в скалах. Её строительство относят к Х–ХII вв.

Позднее через перевал было проложено несколько путей. С.П. Швецов пишет: «Раньше существовало три дороги: на гору Чике-Таман, Ириндуой и на Чернореченскую дорогу». В 1903 г. было завершено строительство дороги от Онгудая до Кош-Агача, в т. ч. и через перевал Чике-Таман. Позже большие строительные работы проводились в 1924–1925 гг. В 1927 г. была закончена прокладка новой трассы через Чике-Таманский перевал. Этот вариант дороги с щебеночным покрытием использовался до 1980-х гг. Эта трасса имеет большое количество петель и виражей.

Работы по прокладке современной трассы через перевал в 1980-е гг. поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более 1,5 млн т. грунта, взорвать около десятка скал, расширить и подсыпать дорогу. Сейчас на самой верхней точке Чике-Тамана оборудована смотровая площадка, откуда открывается живописный вид на окрестности. В 2017 г. на перевале установлен памятник, посвященный строителям Чуйского тракта (автор скульптор Алексей Агриколянский).

Применение современных технологий и материалов на автомобильной дороге Р-256 «Чуйский тракт» способствует повышению транспортно-эксплуатационных характеристик и безопасности движения.

Федеральная магистральная автомобильная трасса Р-256 (М-52) «Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией» («Чуйский тракт») в сети автомобильных дорог Республики Алтай занимает главное место. Она обеспечивает выход России к границе с Монголией и Китаю. Дорога международного значения способствует организации транспортной связи между Республикой Алтай и соседними регионами: Алтайским краем, Новосибирской и Кемеровской областями. Велико ее внутреннее значение – обеспечение транспортной доступности для большей части районов республики, связь со столицей региона – городом Горно-Алтайском, выход на ближайшую железнодорожную станцию – город Бийск.

    На нашем сайте вы можете прочесть о следующих достопримечательностях, расположенных рядом с Чуйским трактом или недалеко от него: мемориальный знак В.Я. Шишкову перед селом Манжерок, озеро Манжерокское, водный источник Аржан-Суу.

Список литературы:

  1. Алтай – сокровище культуры. – Санкт-Петербург, 2004. – С. 22, 290.
  2. Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. – Барнаул, 2006. – С. 100, 129-132, 144-147.
  3. Древности Чуйского тракта. – Горно-Алтайск, 2005. – С.15.
  4. География Республики Алтай. – Горно-Алтайск, 2004.
  5. Республика Алтай. Ле Пти Фюте. – Тула, 2004. – С. 269-292.
  6. Табаев Д.И. Чуйский тракт. – Горно-Алтайск, 1975. – 80 с.
Чуйский тракт. Семинский перевал.
Семинский перевал – самая высокая точка Чуйского тракта.
Фото: Владимира Полтева.
Чуйский тракт. Указатель расстояний.
Чуйский тракт. Семинский перевал. Указатель расстояний. Куда поедем?…
Фото: Владимира Полтева.
Чуйский тракт. По пути в Кош-Агач.
Чуйский тракт. Краткая остановка по пути в Кош-Агач.
Фото: Владимира Полтева.
Алтай. Северо-Чуйский хребет.
Чуйский тракт. Впереди Северо-Чуйский хребет.
Фото: Владимира Полтева,
Чуйский тракт. Курайская степь.
Чуйский тракт. Курайская степь и Северо-Чуйский хребет.
Фото: Владимира Полтева.
 Чуйский тракт. Белый Бом.
Чуйский тракт. Белый Бом. Памятник павшим в борьбе за Советскую власть.
Фото: Владимира Полтева.
Чуйский тракт. Река Катунь.
Чуйский тракт. Белый Бом и река Катунь.
Фото: Владимира Полтева.
Чуйский тракт. Шебалинский район.
Чуйский тракт. Шебалинский район.
Фото: Владимира Полтева.
Чуйский тракт. Улаганский район.
Чуйский тракт. Улаганский район. Недалеко от Акташа…
Фото: Владимира Полтева.
 Чуйский тракт. Аргали.
Чуйский тракт и достояние Республики Алтай – горный баран аргали.
Фото: Владимира Полтева.
Чуйский тракт. Из Кош-Агача.
Чуйский тракт. Из Кош-Агача путь домой…
Фото: Владимира Полтева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language »