Река Катунь. Июнь 2020 года.

Легенды и мифы Алтая. Миф о Бии и Катуни


         Когда-то <…> эти реки были супругами. Бий – господин, Кадын (Катын) – жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж – спокойный, тихий, умный. Он уживался с другими реками, был в мире с горами-великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание, т.е. держать пари («маргаан эдер»). Кто в этом споре-состязании победит, тот должен и верховодить в семейной жизни.
     Устроили состязание на быстроту бега. В присутствии свидетелей были определены условия пари и вынесено решение: кто из супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере алтайских гор, тому и быть главой семьи. Так началось между ними состязание. Стоящие на пути Бия тайга и горы раздвигались, давая ему путь, потому что симпатии их были на его стороне. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, преградами были мощные скалы. Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган, уверенная, что прибыла первой.

Гора Бабырган.
Гора Бабырган. Фото: Алексея Полтева.

     Но, к её удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган, увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.
     «Что ты, разинув пасть, смеёшься?» – спросила у Бабыргана сварливая Катунь, на что последовал ответ:
      «Твой муж уже давно тебя ждёт в долине, а ты всё ещё плетёшься здесь».
     Ещё сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке и понесла свои воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила и ему пощёчину, но потом, одумавшись, сказала: «Хотя я проиграла в споре, но зато я жена не простого человека, а бия – господина». С тех пор за супругом Катуни закрепилось втрое имя – Бий суу – господин вод.
   Обе же реки, Бий и Катунь, слившись воедино, продолжали свой путь на Север, образуя Обь (от алтайского слова «оп» – своенравие). Катунь же после слияния с Бием успокоилась, стала кроткой. Стыдясь своих прежних выходок, так и не вернулась на Алтай.

   Источник: Каташ С.С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1978. – С. 23-24.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language »