Гурьянов А.В. Портрет Анохина Андрея Викторовича.

«Благодарны Андрею Викторовичу!» (об учениках А.В. Анохина)


    28 октября 1869 года в с. Правые Ламки Моршанского уезда Тамбовской губернии родился будущий учёный, этнограф, музыкант, композитор, первый заведующий Ойротским областным музеем (ныне – Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина) Андрей Викторович Анохин. Широкая просветительская деятельность, работа по развитию краеведческого движения на Алтае способствовали подготовке им выдающихся учеников и последователей: одни из них стали известными деятелями российской науки и культуры, другие посвятили свою жизнь служению родной земле.

г. Горно-Алтайск. Уличная выставка "Улала-Ойрот-Тура-Горно-Алтайск". На переднем плане портрет А.В. Анохина.

    Выдающимся учеником А.В. Анохина был доктор исторических наук, профессор, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) АН СССР Леонид Павлович Потапов (1905–2000). Автор крупнейших монографических работ по истории и этнографии народов Южной Сибири за свой вклад в российскую науку был удостоен почётных званий: Заслуженный деятель науки РСФСР и Тувинской АССР, стал лауреатом Государственной премии, премии Американского фонда по изучению шаманизма, премии Индианского университета «Золотая медаль ПИАК» за исследования по изучению Алтая [17, с. 46]. Награждён орденами: Трудового Красного Знамени, Знак Почёта.
   В 1920-е гг. Леонид Потапов принимал участие в этнографических экспедициях, которые организовывал А.В. Анохин при школе III Коминтерна в Барнауле [12, с. 52], где он приобщился к исследовательской работе [18, с. 64]. В 1922 г. экспедиция Алтайского кружка работала в Чемале и его окрестностях. В результате экскурсии в с. Куюм школьникам удалось собрать материалы по шаманству, они дважды наблюдали обряды камлания. «…Л.П. Потапов, наблюдавший обряд перехода в новую юрту, написал заметку «На камлании». В 1924 г. она появилась в журнале «Алтайский кооператор» [18, с. 61]. В 1923 г. экспедиция, состоявшая из преподавателей: А.М. Красноусова, А.Г. Парамонова и А.В. Анохина и тридцати двух школьников, работала в окрестностях с. Чемал в радиусе 25–50 вёрст. Участники составили описание юрт и домов, делали зарисовки орнаментов, фиксировали способы обработки кожи, описывали свадебный обряд и семейные обычаи. Было подготовлено 200 рисунков предметов материальной культуры [18, с. 62].
   По рекомендации А.В. Анохина Леонид Потапов поехал учиться в Ленинградский государственный университет, который окончил в 1928 г. Обучаясь в университете, он поддерживал переписку с А.В. Анохиным. В письмах к своему наставнику Леонид писал о своей жизни, о занятиях научной деятельностью, живо интересовался делами учителя. Судя по письмам Л.П. Потапова, Андрей Викторович оказывал ученику и материальную помощь. «Славный, милый Андрей Викторович! Я получил в первый день Рождества Ваше, пока что первое письмо… Большое спасибо за предложенную помощь. Я бы не прочь воспользоваться ею, т. к. выходов очень мало, но только единовременно… имейте в виду, что в ближайшее время, я едва ли смогу расплатиться с Вами…» [15, с. 7].
   По воспоминаниям Нины Фёдоровны Хощановой (в девичестве Тозыяковой) «…Андрей Викторович часто приезжал в Узнезю со студентами, но чаще с ним были Новиков Саша и Потапов Леонид. Приезжая, они жили у сказителя – кайчи Тодогошева Ялбака… Потапов Лёня собирал гербарий» [19, с. 21].

Материалы Анохинских чтений.
Материалы Анохинских чтений. Фото: Ирины Тохон (Полтевой).

   Большое влияние на становление личности  Народного артиста РСФСР, солиста Новосибирского театра оперы и балета, преподавателя Новосибирской государственной консерватории Вениамина Павловича Лизунова-Арканова оказал Андрей Викторович Анохин. В.П. Лизунов-Арканов родился 9 марта 1905 г. в селе Иня Бийского уезда Томской губернии [16, с. 24] в семье священнослужителя Лизунова Павла Степановича [1, с. 1]. Вокальные способности Вениамина Лизунова проявились очень рано. Знакомство с А.В. Анохиным наложило отпечаток на дальнейший жизненный путь Вениамина Лизунова. По воспоминаниям В.Н. Никифорова «Арканов учился в Чемальской школе… имел очень сильный бас» [13, с. 19]. Он также как и Л.П. Потапов принимал участие в этнографических экспедициях учёного, выезжая вместе с ним в сёла Горного Алтая.
   В 1920 г. в Чемале А.В. Анохиным была предпринята попытка постановки оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» [19, с. 3]. «Опера была поставлена силами интернатских детей и их учителя, который много вложил энергии для подготовки солистов К. Верткова, М. Жаркова, В. Лизунова, Г. Курако, П. Каньшина» [20, с. 3]. Постановка оперы пользовалась неизменным успехом и предопределила жизненный путь многих её участников. В 1925 г. по рекомендации Андрея Викторовича Вениамин Лизунов поступил на географический факультет Ленинградского государственного университета. В выборе факультета, по воспоминаниям самого Арканова, сказалась его любовь к путешествиям [11, с. 3]. Но любовь к музыке взяла верх над занятиями научной деятельностью, и в 1927 г. Вениамин Павлович поступил в Ленинградскую государственную консерваторию [16, с. 24]. Будущий артист обучался вокалу у профессора Г.А. Боссэ (бас). После ареста отца, Петра Степановича Лизунова, чтобы не подвергнуться репрессиям Вениамин Павлович взял фамилию Арканов.
   Начало творческого пути В.П. Арканова связано с Мариинским театром, где он работал артистом миманса. Затем была работа на различных концертных площадках городов Ленинграда и Саранска. Вскоре он был приглашен солистом Ленинградской филармонии. В 1930-х гг. Вениамин Павлович женился на Александре Павловне Алексеевой-Давнис, получившей блестящее образование в Смольном институте. В советское время она была певицей Мариинского театра (колоратурное сопрано).
   22 июня 1941 г. В.П. Арканов получил диплом с отличием об окончании Ленинградской консерватории по специальности «сольное пение». В годы Великой Отечественной войны Ленинградская филармония была эвакуирована в г. Новосибирск. По состоянию здоровья Вениамин Павлович не был призван на фронт и выехал в эвакуацию с филармонией.
    Всю свою дальнейшую творческую жизнь В.П. Арканов связал с Новосибирским государственным театром оперы и балета, где стал ведущим солистом оперы [16, с. 24]. 35 оперных партий было им подготовлено за двадцать с лишним лет работы на сцене. В репертуаре исполнителя: партия Бориса Годунова в опере М. Мусоргского «Борис Годунов», В. Галицкого в опере Н. Бородина «Князь Игорь», Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Иван Сусанин» и другие. И.С. Козловский высоко оценивал творчество Вениамина Павловича: «Заслуженный артист республики Арканов обладает той гармонической профессиональной опытностью, которая необходима каждому артисту, и его влияние – влияние опытного мастера на молодые кадры театра значительно и плодотворно» [8, с. 3].
   В 1945 г. В.П. Арканову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1955 г. – Народного артиста РСФСР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени [16, с. 24].
   Много времени и труда Вениамин Павлович уделял концертной деятельности. Он исполнял романсы русских и зарубежных композиторов, народные песни, произведения советских авторов. Будучи еще студентом Ленинградской консерватории, певец неоднократно выступал на вокальных конкурсах. Вокальное мастерство, сценическая выразительность приносили исполнителю заслуженный успех у зрителей.
   С 1956 г. он – преподаватель Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, с 1960 г. по 1973 г. – заведующий кафедрой сольного пения, профессор консерватории [16, с.24]. Ученики В.П. Арканова – солисты Новосибирского театра оперы и балета, Ленинградской филармонии.
   Оценивая творчество В.П. Арканова, новосибирские газеты писали, что он «сочетает свою работу в театре с концертной и педагогической деятельностью, обязанности председателя цехового комитета цеха солистов с участием в качестве члена жюри в смотрах художественной самодеятельности. В любое дело он вкладывает энергию и подлинный творческий огонёк. За то и любит его новосибирский зритель» [11, с. 3]. 27 мая 1973 г. в расцвете своей творческой деятельности В.П. Арканов умер, похоронен на Заельцовском кладбище г. Новосибирска.
   Исследователь творчества А.В. Анохина Владимир Фёдорович Хохолков писал: «Ещё в детстве от друга моего отца М.А. Жаркова я впервые услышал об Андрее Викторовиче Анохине. Кстати, он тогда не только рассказывал о композиторе, но и пел его мелодичные песни. М.А. Жарков вместе с З.Е. Пановой, В.Н. Никифоровым, Н.П. Плотниковым, Н.И. Малыгиным – все они были энтузиастами – краеведами и учениками Анохина» [21, с. 4].
   Макарий Алексеевич Жарков родился в 1900 г. в с. Ынырга Успенской волости. Начальное образование получил в двуклассной школе, затем продолжил обучение в г. Бийске, сдав экстерном экзамен на звание учителя. С октября 1916 г. Макарий Алексеевич работал учителем школ Горного Алтая. С октября 1919 г. М.А. Жарков назначен учителем Чемальской школы II ступени имени Коминтерна. В 1920–1930-х гг. М.А. Жарков работал на различных советско-партийных должностях. С 1930 по 1933 гг., повышая свой профессиональный уровень, он обучался на заочном отделении Московского Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова.
   С августа 1933 г. по июнь 1939 г. Макарий Алексеевич несколько раз находился под следствием и в заключении: в 1933 г. – в с. Толубичное Хабаровской области (Хабаровского края – авт.), где работал заведующим группой ларькового снабжения. С октября 1935 г. по февраль 1936 г. М.А. Жарков работал бухгалтером-кассиром совхоза № 6 УНКВД г. Ойрот-Тура. С сентября 1937 г. по март 1938 г. он находился в заключении в Горно-Алтайском Доме предварительного заключения (ДПЗ), но привлечён к уголовной ответственности не был. С октября 1938 г. по апрель 1939 г. М.А. Жарков снова находился в заключении в Горно-Алтайском ДПЗ.
   С ноября 1942 г. по август 1945 г. М.А. Жарков участвовал в военных действиях Великой Отечественной войны [2]. Награждён медалями: «За отвагу», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [5].
   После возвращения с фронта М.А. Жарков снова работал на различных партийно-советских должностях. В 1953 г. он был назначен заведующим Горно-Алтайским областным культурно-просветительским отделом (Облкульпросветотделом – авт). С апреля 1953 г. по август 1954 г. Макарий Алексеевич работал заведующим учебной частью Алтайского турмаршрута ИТЭУ ВЦСПС (г. Бийск). В августе 1954 г. Жарков Макарий Алексеевич был принят на работу в Горно-Алтайский областной краеведческий музей на должность заведующего отделом истории советского периода [3, с. 23]. 15 февраля 1957 г. он уволился по собственному желанию.
   Работая в музее, Макарий Алексеевич принимал активное участие в работе коллектива. Он неоднократно исполнял обязанности директора музея. Часто выезжал в командировки по сбору экспонатов. Так, с 19 по 23 июля 1955 г. он был направлен в с. Бешпельтир Чемальского района для сбора экспонатов для отдела досоветского Алтая [3, с. 26]. В этот период времени научные сотрудники музея работали по воссозданию экспозиции музея, ездили на стажировки, активно занимались сбором материалов. Макарий Алексеевич внёс вклад в развитие краеведения в Горном Алтае. Им была подготовлена брошюра «Туристские маршруты по Горному Алтаю» [10].
   Директором Горно-Алтайского областного краеведческого музея работала ученица А.В. Анохина Зоя Ерофеевна Панова (1912–1995). Зоя Ерофеевна участвовала в организации и развитии пионерского и комсомольского движения Горного Алтая. Член ВЛКСМ с 1927 г. В 1920-х гг. З.Е. Панова принимала участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, работала в школах малограмотных [6]. Также она занималась туристско-экскурсионной деятельностью: в июле-августе 1933 г. была руководителем экскурсии группы пионеров в г. Новосибирск. [6]
   6 декабря 1951 г. приказом Горно-Алтайского областного отдела кульпросветработы З.Е. Панова была назначена директором Горно-Алтайского областного краеведческого музея. Помимо административной работы Зоя Ерофеевна серьёзное внимание уделяла основным видам деятельности музея. Одним из направлений её работы было сохранение и пропаганда историко-революционного наследия. По «Книге приказов по личному составу Горно-Алтайского областного музея за 1950–1956 гг.» можно проследить её работу по установке памятника партизанам в с. Черга Шебалинского района. Так, 19-20 октября 1950 г. она выезжала в командировку на строительство памятника партизанам [3, с. 10]. С 29 ноября по 1 декабря 1953 г. Зоя Ерофеевна снова была в командировке для проведения паспортизации построенного памятника партизанам «Борцам за Советскую власть» в с. Черга [3, с. 12]. На следующий год она была направлена в командировку в с. Черга для подготовки и проведения открытия памятника.
   Зоя Ерофеевна прекрасно пела и активно участвовала в работе хора «Красных партизан». В репертуаре хора были песни Гражданской войны, партизанские песни, песни Великой Отечественной войны, русские народные песни, песни патриотической тематики. Очень часто репетиции хора проходили в музее. Концерты организовывались в музее, в Доме культуры г. Горно-Алтайска, в автороте [6].
   17 марта 1959 г. она была освобождена от занимаемой должности. [9, с. 5] Второй раз директором Горно-Алтайского областного краеведческого музея З.Е. Панова работала с 11 апреля 1960 г. по 15 ноября 1963 г. [9, с. 5].
   З.Е. Панова была награждена значком Министерства культуры СССР «За отличную работу в культуре», юбилейным значком ЦК ВЛКСМ в связи с 50-летием Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи, знаком «50 лет пребывания в КПСС», медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Тридцать лет Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» «Сорок лет Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» «Пятьдесят лет Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За освоение целинных земель», «Ветеран труда» [6].
   В журнале «Кан Алтай», подготовленном к 125-летию со дня рождения А.В. Анохина, напечатаны воспоминания Параевой Зои Николаевны «Наш любимый учитель». В них она пишет о личности Андрея Викторовича, о его музыкальном наследии.
   Параева Зоя Николаевна родилась 19 декабря 1910 года в с. Бешпельтир Чемальской волости. Она окончила 3 класса Бешпельтирской сельской приходской школы, училась в Чемале. В 1927–1928 гг. в Улале были открыты двухгодичные педагогические курсы, где Зоя Николаевна продолжила обучение [16, с. 137]. На педагогических курсах преподавателем МУЗО (музыкального образования – авт.) был Андрей Викторович Анохин. Зоя Николаевна вспоминает: «Он прилагал все усилия и весь свой талант, чтобы научить нас правильно петь, без малейшей фальши. Очень часто он говорил: «Вот через два года вы должны разъехаться по самым глухим отдаленным местам Алтая. Там будете учить детей не только грамоте, но и приобщать их к культуре. И не только детей, но и взрослых. Вы – первые носители культурной жизни в каждом отдаленном уголке Алтая. Там предстоит вам большая работа» [17, с. 14].
   Как далее вспоминает З.Н. Параева, эти слова учителя были пророческими. Молодые учителя выехали в отдаленные села Ойротской автономной области, где несли свои знания школьникам, обучали грамоте взрослое население. После окончания курсов З.Н. Параева работала учителем в школах Горного Алтая. В 1934–1937 гг. она училась в Московском редакционно-издательском техникуме.
   После окончания техникума Зоя Николаевна была направлена работать в Новосибирский крайиздат. Затем она жила в г. Москве, работала учителем в школе. В 1946 г. З.Н. Параева вернулась на родину, работала учителем русского языка в Областной национальной школе, где зарекомендовала себя опытным педагогом. 9 мая 1950 г. она получила письмо из Ойротского областного педагогического кабинета с предложением выступить с темой «Словарная работа» на Алтайском краевом совещании учителей, окончивших год без второгодников [7]. Затем З.Н. Параевой было направлено письмо заведующей облпедкабинетом Л. Потаповой с просьбой собирать материал, характеризующий её педагогическую деятельность с целью обобщения опыта работы и передачи его молодым педагогам [7].
   В следующем году З.Н. Параева получила приглашение из Научно-исследовательского института национальных школ Академии педагогических наук РСФСР с предложением подготовить доклад, основанный на опыте своей работы, для выступления на «Педагогических чтениях» в марте 1951 г. [7]. С 1952 г. Зоя Николаевна принимала участие в создании школьных учебников. Всего ею было составлено и переработано 5 учебников для алтайских школ. Многие учебники переиздавались несколько раз. Так, «Сборник диктантов на алтайском языке для 1–4 классов» был подготовлен к переизданию в 1956 году. «Учебник русского языка для 2 класса Горно-Алтайских школ» был утвержден Министерством образования РСФСР. Первое издание этого учебника вышло в 1954 г., второе – в 1957 г., третье – было переработано согласно программе и вышло в 1959 г., четвертое издание, переработанное согласно программе 1961 года – в 1962 г. «Книга по чтению для 3 класса» также выдержала 5 изданий: 1956, 1959, 1962, 1965, 1969 гг. Учебник «Алтай тил 2-чи классына (Алтайский язык для 2 класса)» издан в 1963 г., затем в 1966 г., «Русский язык. Учебник для 2 класса алтайских школ» – в 1964 г. и переиздан в 1967 г. [7].
   З.Н. Параева принимала участие в подготовке учебников и программ для алтайских школ и в качестве рецензента. Так, в 1950 г. она рецензировала «Учебник русского языка для 2-го класса алтайских школ», «Родная речь для 3-го класса», «Алтай тил 1-кы классына» (2 издание), автор Бедреева. Всего ею были подготовлены рецензии к 12 учебникам и программам разных авторов [7].
  Таким образом, социально-педагогическая деятельность А.В. Анохина, направленная на формирование личностей будущих исследователей, деятелей культуры, развитие их научных и творческих способностей, моральную и материальную поддержку, позволяет говорить нам о его значительном влиянии на формирование в ХХ веке социально-культурного пространства Алтая и России в целом.

г. Горно-Алтайск. Национальный музей имени А.В. Анохина.

Источники:
1) Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. – Фонды. – Воспоминания В.А. Арканова «К 100-летию В.П. Арканова – Народного артиста России (семейный альбом)». Новосибирск, 2005. – С.1–4.
2) Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. – Фонды. – Личный листок по учету кадров Жаркова М.А. – Фонды. – Л.Ф. Жарков М.А.
3) Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. – Научный архив. – Д. 5. Приказы по личному составу Горно-Алтайского областного музея. – С. 10, 23, 26.
4) Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. – Фонды. – Л.Ф. Фонд Анохин А.В.
5) Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. – Фонды. – Фонды. – Л.Ф. Жарков М.А. – Предвыборная листовка Жаркова М.А.
6) Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. – Фонды. – Л.Ф. Панова З.Е.
7) Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. – Фонды. – Л.Ф. Параева З.Н.
Список литературы:
8) Глазами мастера // Советская Сибирь. – 22 окт. 1949, № 209.
9) Еркинова Р.М. Национальному музею Республики Алтай имени А.В. Анохина 90 лет! // Анохинские чтения. Материалы Пятой научной конференции, посвященной 90-летию НМРА (30–31 октября 2008 г). – Горно-Алтайск, 2008. – С. 5.
10) Жарков М.А. Туристские маршруты по Горному Алтаю. Горно-Алтайск, 1957.
11) Корох Р. Мастер сцены // Советская Сибирь. – Апрель 1952. – С. 3.
12) Кудермекова Н.И. Алтайский кружок (О школьных экспедициях А.В. Анохина // Материалы Анохинских краеведческих чтений. – Горно-Алтайск, 2004. – С.52.
13) Никифоров В.Н. Мои встречи с А.В. Анохиным // Кан Алтай. – Горно-Алтайск, 1994, № 3-94. – С.19.
14) Параева З.Н. Наш любимый учитель // Кан Алтай. Горно-Алтайск, 1994, № 3-94. – С.14.
15) Письмо Потапова Л.П. г. Ленинград, 23 декабря 1926 г. // Кан Алтай. Горно-Алтайск. – 1994, № 3-94 – С.7.
16) Полтева Т.И. Учитель! Пред именем твоим // Оносские встречи. – 2006. – Горно-Алтайск, 2006. – С.137–139.
17) 100 лет со дня рождения Вениамина Павловича Лизунова-Арканова // Календарь памятных дат 2005. – Горно-Алтайск, 2005. – С. 24–25.
18) 100 лет со дня рождения Леонида Павловича Потапова // Календарь памятных дат 2005. – Горно-Алтайск, 2005, – С. 46.
19) Тишкина Т.В. Андрей Викторович Анохин и школьные экспедиции в Горный Алтай //Анохинские чтения. Материалы Пятой научной конференции, посвященной 90-летию НМРА (30–31 октября 2008 г) – Горно-Алтайск, 2008, – С.62–64.
29) Хощанова, Н.Ф. Учитель пения // Кан Алтай. – Горно-Алтайск, 1994, № 3-94. – С.21.
30) Хохолков В.Ф. Краевед, ученый, просветитель // Звезда Алтая. – 17 октября 1984, № 200(2910). – С. 3.
31) Эдоков В.И. Сказание об Алтае // Звезда Алтая. – 21 декабря 1989, №244(4304). — С. 4.

Т.И. Полтева, 6 ноября 2020 года.

   Опубликовано в сборнике «Анохинские чтения. Материалы VI научной конференции, посвященной 140-летию А.В. Анохина (27–30 октября 2009 г.)». – Горно-Алтайск, 2013 г. – С. 15-22.

   Опубликовано на сайте Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина // Электронный ресурс: http://www.musey-anohina.ru. – Заглавие с экрана. Вход свободный.– (Дата обращения 21 октября 2020 г.)

Читайте также на нашем сайте статью «Нотно-музыкальный архив А.В. Анохина в фондах Национального музея Республики Алтай»: https://altaypolteva.ru/notno-muzykalnyj-arhiv-a-v-anohina-v-fondah-nacionalnogo-muzeja-respubliki-altaj/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language »