Нотно-музыкальный архив А.В. Анохина в фондах Национального музея Республики Алтай


Памятник на могиле А.В. Анохина в урочище Куюм Чемальского района Республики Алтай.
Памятник на могиле А.В. Анохина в урочище Куюм Чемальского района Республики Алтай.                                        Фото: Ирины Тохон (Полтевой).

     Андрей Викторович Анохин вошёл в историю культуры Сибири как выдающийся собиратель и исследователь музыкального фольклора, этнограф и просветитель, талантливый дирижёр и весьма плодовитый композитор [7, с. 4]. Свидетельством его многогранной деятельности является богатое исследовательское и творческое наследие, рассредоточенное по различным учреждениям страны (музеям, архивам, научно-исследовательским институтам, библиотекам). Это материалы экспедиционных сборов, записи оригинального фольклора различных этнографических групп, рукописи авторских музыкальных произведений, научные труды, документы и фотографии.
    Музыкальный архив А.В. Анохина, отражающий культуру рубежа XIX–XX вв., можно условно поделить на три составляющих. Во-первых, это духовная музыка: Андрей Викторович, по образованию – регент, и в его наследии имеются как церковные песнопения, популярные в то время, так и собственные сочинения данного жанра. Во-вторых, это традиционная музыка народов Сибири, собирателем которой он являлся и написанные на её основе уникальные авторские произведения. В-третьих, это светская музыка, отражающая основные тенденции развития российского общества рубежа веков и написанная А.В. Анохиным на основе личных переживаний. К этой же группе можно отнести творения известных композиторов, использовавшиеся им в качестве репертуара для работы с хором и солистами.
    Разобщённость архива А.В. Анохина обусловлена широким территориальным охватом научной и творческой деятельности исследователя и композитора в социокультурном пространстве Сибири (Бийск, Томск, Барнаул, Горный Алтай, Горная Шория, Хакасия, Тува), его работой по заданиям Томского отделения Русского музыкального общества, Томского общества изучения Сибири и Центрального бюро краеведения, а также движением архивных материалов между различными учреждениями (Национальный музей имени А. В. Анохина, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН).
    Основной объём собранных А.В. Анохиным уникальных фольклорных сведений до настоящего времени остался неопубликованным и хранится в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, в фондах Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Томского областного краеведческого музея [4, с. 17].
    В Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН хранятся звуковые материалы по языкам и фольклору коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. К 1910-м гг. относится богатое собрание фонографических записей – образцов фольклора Южной Сибири и Алтая, сделанных А.В. Анохиным. В составе коллекций №№ 63, 494 имеются записи шаманских камланий и песен [2].
   В Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН архив А.В. Анохина входит в состав единого фонда и отнесён к числу особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации. Фонд № 11 содержит одну опись, состоящую из следующих разделов: 1 – «Полевые материалы и научные труды», 2 – «Материалы деятельности», 3 – «Труды других лиц». Всего 249 единиц хранения [4, с. 15].
 Материалы научно-исследовательской и композиторской деятельности А.В. Анохина, рассредоточенные по различным музеям и архивам, нуждаются в выявлении и систематизации. Итоги данной работы в виде комплексного описания в перспективе предстанут ценным источником для музыковедов, историков культуры и этнографов народов Сибири. Настоящая публикация призвана представить обзор нотно-музыкальных материалов из фондов Национального музея имени А.В. Анохина.
    В Национальном музее хранятся следующие материалы: музыкальные произведения и наброски композитора, личный педагогический архив, связанный с хормейстерской деятельностью, этнографические записи. Рассмотрим некоторые из них в соответствии с периодами исследовательской и творческой деятельности А.В. Анохина: начало 1900-х гг.–1920 г. – томский период; 1920–1926 гг. – барнаульский период; 1926–1931 гг. – алтайский период (связан с Горным Алтаем). Деление на данные временные отрезки является условным, т. к. на время с 1917 г. по 1920 г. он жил в Новониколаевске (Новосибирске), в Чемале, часто бывал в Томске, а на период с 1920 г. по 1926 г. – совершал систематические поездки в Горный Алтай.
   С именем А. В. Анохина связывается заметный качественный скачок в церковном сибирском пении. Андрей Викторович получил солидную музыкальную подготовку в Московском Синодальном училище церковного пения. Годы его учёбы совпали с переломным этапом в истории этого учебного заведения, когда к преподаванию были привлечены крупные деятели музыкальной культуры: учёный этнограф и композитор А.Д. Кастальский, видный хоровой дирижер В.С. Орлов – ученик П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. В число членов наблюдательного совета училища в те годы входили П.И. Чайковский, крупный музыкальный педагог и критик Н.А. Губерт, историк музыки Д.В. Разумовский. Завершил свое образование А.В. Анохин в Петербургской певческой капелле у известного композитора А.К. Лядова [7, с. 4].
    В начале 1900-х гг. после окончания учёбы А.В. Анохин приехал в Томск. Природная одарённость, кропотливый труд вывели его в число известнейших музыкантов города. О его высоком профессионализме говорит тот факт, что он являлся регентом хора самого крупного в то время кафедрального собора Томска – Троицкого. Кроме того, Андрей Викторович преподавал пение, теорию музыки и игру на скрипке в церковно-учительской школе, в гимназиях, в музыкальной школе М. Шиловской, в семинарии, в учительском институте. Одновременно много сочинял, преимущественно вокально-хоровые произведения. За ним прочно укрепилась репутация превосходного педагога и талантливого композитора [7, с. 4].
   Сведений о церковно-музыкальной деятельности А.В. Анохина сохранилось немного. Есть описание очевидцев, как уничтожался церковный архив там, где служил Анохин. Комиссары выбрасывали церковные книги и прочие бумаги во двор на землю, а присутствующие боялись к ним приблизиться, ибо за этим могла последовать немедленная смерть. Сведений о том, были ли эти бумаги, в конце концов, уничтожены, или что-то сохранилось, а также о том, были ли среди них рукописи Анохина, нет. Ни одно из написанных им песнопений не было издано [8].
  Духовная музыка, связанная с регентской и композиторской деятельностью А.В. Анохина, представлена в фондах Национального музея незначительным количеством рукописного нотного материала. В деле № 4438 имеется два авторских произведения, среди которых «Святый Боже» (не датировано) [9, л. 1] и «Молитва» с посвящением Прокопию Тимофеевичу Лаптеву (не датировано) [9, л. 23–24]. Кроме того, в данном деле есть произведения других композиторов, вероятно использовавшихся А.В. Анохиным в регентской деятельности («Милость мира» (музыка П.Г. Чеснокова) [9, л. 2], «Господи, услышь молитву мою» (музыка А.А. Архангельского) [9, л. 44]) и сочинения, авторство которых не известно («И молимтися Боже наш» (15 декабря 1916 г.) [9, л. 1], «Бог Господь явился нам..» [9, л. 29], «Боже сильный, боже правый» (не датированы) [9, л. 36–37, 40]). Принадлежность вышеперечисленных материалов к томскому периоду творчества композитора не является бесспорной, но вполне вероятна, т. к. все датированные рукописи из данной нотной подшивки относятся к анализируемому временному промежутку. Необходимо учитывать и тот факт, что именно в Томске А. В. Анохин уделял особое внимание духовной музыке.
    А.В. Анохин был демократически настроенным человеком. Это проявлялось, прежде всего, в его творчестве. Композитор очень чутко воспринимал события общественной жизни и откликался на них своими музыкальными сочинениями. В Национальном музее представлены рукописи произведений композитора, являющиеся свидетельствами эпохи рубежа XIX–XX вв. Хоровые сочинения на слова С.Я. Надсона – «Похороны» [10, л. 133–135], А.Н. Толстого «Колодники» (7 февраля 1911 г.) [9, л. 11–19], С.И. Гусева-Оренбургского – «Реквием» [14, л. 77–81] являются лучшими примерами этого. Революционный порыв 1905 г. нашёл отражение в его песне «Море яростно стонало» [13, л. 32], а события Первой Мировой войны – в «Боевом марше Второй Отечественной войны» на слова Е.М. Баранцевича (5 февраля 1915 г.) [10, л. 90–91] [6, с. 8; 7, с. 4]. Некоторые из них опубликованы в сборнике песен А.В. Анохина под редакцией В.Н. Никифорова («Море яростно стонало») [1, с. 12–14] и книге В.Ф. Хохолкова «Сказание об Алтае» («Боевой марш Второй Отечественной войны») [6, с. 44–53]. Сочинения подобного рода являются многочисленными в архиве А.В. Анохина из фондов Национального музея, но их принадлежность к тому или иному периоду творчества композитора является неопределенной, т. к. они не датированы. Отсюда следует необходимость проведения тщательной поисковой работы в данном направлении.
    Ко времени пребывания А.В. Анохина в Томске относится светская музыка, не имеющая отношения к революционным и другим историческим событиям русской истории. Это песни, написанные на основе личных переживаний, а также лирические произведения на стихи русских поэтов. Среди рукописных нот, хранящихся в Национальном музее, к данной группе авторских сочинений можно отнести песни: «Дай руку мне», «Я кручину свою» (10 февраля 1911 г.) [9, л. 22–23], «Любите птиц, цветы и лес» (декабрь, 1918 г.) [13, л. 26] на слова неизвестного автора, предположительно самого композитора, «Северная элегия» на слова Г.А. Вяткина (26 января 1905 г.) [9, л. 28–29], «Трио» на слова С.Я. Надсона [9, л. 3–5], «Весенняя песнь» («Ивушка») на слова А.Н. Плещеева [9, л. 5], «Вырыта заступом» на слова И.С. Никитина (8 октября 1911 г.) [9, л. 25] и др. Среди них опубликована только «Ивушка» в работе В.Ф. Хохолкова «Сказание об Алтае» [6, с. 42–44].
    В архиве А.В. Анохина из Национального музея имеются и рукописные ноты произведений известных русских композиторов: М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева, А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.А. Архангельского и др. [9, 12, 13, 14], использующиеся Андреем Викторовичем в хормейстерской деятельности. Их принадлежность к тому или иному периоду творчества композитора не установлена в связи с отсутствием датировок. Кроме того, есть песни, авторство которых не определено [9, 12, 13, 14]: возникает вероятность, что они являются творческим плодом композитора А.В. Анохина. Возможности прояснения этих вопросов кроются в других источниках (публицистика, переписка, воспоминания).
     На период с 1905 г. по 1906 г. Андрей Викторович Анохин вынужден был покинуть Томск: он был выслан на поселение в Белоцарск Урянхайского района (ныне – г. Кызыл) за участие в социал-демократических кружках и в подпольном журнале «Робкие голоса», сочинение хоровых революционных песен и разучивание их со студентами [5, с. 3]. В ссылке он собирал материалы, в частности, записывал образцы оригинального вокала – тувинского горлового пения с его разновидностями [6, с. 8]. В музыкальном архиве А.В. Анохина в Национальном музее имеются две песни тувинцев, зафиксированные исследователем [12, л. 9–10]. Они не датированы, поэтому об их записи в данное время говорить невозможно.
    В январе 1906 г. известный путешественник и исследователь Центральной Азии и Сибири Г.Н. Потанин предложил А.В. Анохину принять участие в этнографических экспедициях по Горному Алтаю [7, с. 4]. В 1907 г. Андрей Викторович стал членом Томского общества изучения Сибири и Томского отделения Русского музыкального общества. В 1908–1909 гг. он работал в экспедициях в Туве, Хакасии, Монголии и Горном Алтае: собирал материалы по фольклору и народной музыке тюркских племен, изучал местные языки и диалекты, выступал с докладами. С этого времени началась тесная связь А. В. Анохина с Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [5, с. 3–4], что даёт объяснение наличию материалов, собранных им, в крупнейших научно-исследовательских учреждениях Санкт-Петербурга (Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН). В Национальном музее имеются следующие фольклорные записи: песни алтайских тюрков, включающие песни южных племён, песни северных племен, фрагменты кай; песни хакасов; песни тувинцев; песни монголов [12, л. 3–13]. Данные материалы не датированы и не исключено, что они не имеют отношение к томскому периоду.
    Самым плодотворным в музыкальном отношении по праву считается барнаульский период. Его хронологические рамки: 1920 г. (по приглашению Алтгубоно А.В. Анохин переезжает в Барнаул и преподает пение, этнографию, археологию и краеведение в школах № 22 и имени III Коминтерна, руководит курсами хормейстеров при Рабоче-Крестьянской консерватории и ведёт хор в педтехникуме) – 1926 г. (время переезда в Горный Алтай) [5, с. 4; 6, с. 10]. Из коллекций Национального музея имеются датированные данным периодом произведения, в том числе с сопроводительной надписью «Барнаул». Это светская музыка, являющаяся творческим выражением актуальных в то время тем общественной жизни: песни на слова Н.А. Некрасова «Барщинная» (15 ноября 1921 г.) [13, л. 42, 45, 55, 57], «Сытная» (28 ноября 1921 г.) [13], «Песня убогого странника» (10 ноября 1921 г.), «Несжатая полоса» (31 октября 1924 г.) [13, л. 26], «Ленин умер – Ленин жив» [10, л. 127], «Трагикомический марш» (14 ноября 1924 г., не окончен) [12, л. 45–52]. Кроме того, есть лирические песни: «Берёзка» на слова С.А. Есенина (5 февраля 1926 г.) [12, л. 2–3], «Я хочу» на слова неизвестного автора, возможно, самого А.В. Анохина (10 декабря 1922 г.) [12, л. 16–19]. Среди входящих в архив композитора произведений, написанных на основе фольклорных материалов, датирована лишь малая часть. К барнаульскому периоду относятся наброски поэмы «Эрлик» (19 апреля 1921 г.) [10, л. 35–40].
    Горный Алтай А.В. Анохин посещал довольно часто как в период работы в Томске, так и в Барнауле. С 1917 г. по 1929 г. А.В. Анохин читал лекции по этнографии Алтая и преподавал пение на педагогических курсах в с. Чемал. В 1922–1926 гг. он совершал летние экспедиции на Алтай с учащимися школы имени III Коминтерна. Период с 1926 г. можно определить как алтайский: в это время А. В. Анохин переехал в Улалу и до 1929 г. работал в Улалинской опытно-показательной школе II ступени, реорганизованной в педтехникум. В 1930–1931 гг. он работал научным сотрудником Ойротского областного краеведческого музея (Национальный музей имени А. В. Анохина) [5, с. 4–6].
    В нотно-музыкальных коллекциях А. В. Анохина, хранящихся в Национальном музее, имеются песни, сопровождающиеся надписью «с. Чемал», что позволяет говорить об их принадлежности к алтайскому периоду творчества композитора. Среди них «Алтын-Кёль» (26 сентября 1926 г.) – слова народные [10, л. 70], «Катунь» (июнь 1921 г.) [10, л. 4–12], вторая часть сюиты «Хан-Алтай» – «Сыгыды» (1 ноября 1920 г.) [11, л. 11–12].
    В распределении других произведений между барнаульским и алтайским периодом возникают определенные трудности, обусловленные отсутствием датировок и сопроводительных комментариев, а также тем, что некоторое время А.В. Анохин курсировал между Барнаулом и Горным Алтаем. Тем не менее, в данной публикации нельзя не упомянуть о тех сочинениях композитора, которые создавались на основе фольклорных материалов и являются одними из лучших творений Андрея Викторовича. Наброски этих произведений, а также чистовые рукописные записи хранятся в фондах Национального музея. Это песни «Алтай-кожон» [10, л. 71–86], «Кас» («Гусь») [12, л. 16–18], сценическая поэма «Хан-Эрлик» [10, л. 35–40, 41–69], сюита «Хан-Алтай» [11, л. 1–14], шаманская мистерия «Талай-Хан» и др.
    Таким образом, в Национальном музее имени А. В. Анохина хранится значительное собрание нотных источников, раскрывающих деятельность выдающегося исследователя духовной культуры Сибири и композитора, заложившего основы профессиональной музыки в Горном Алтае. Благодаря этим коллекциям можно проследить творческие предпочтения Андрея Викторовича на определённом этапе его жизни (томском, барнаульском, алтайском). В публикации была предпринята попытка первичной систематизации данных материалов не только по хронологии, но и по характеру музыкальных произведений (духовные, светские, традиционные). Томский период в большей степени связан с духовной и светской музыкой, что отражает его профессиональную регентскую деятельность и неравнодушие к социальным процессам, происходившим на рубеже XIX–XX вв. В это же время появляется интерес исследователя к традиционной музыке народов Сибири. Барнаульский и алтайский периоды характеризуются неослабевающим вниманием композитора к общественной жизни. Вместе с тем это время выделяется активной исследовательской работой, сбором фольклорных материалов, их профессиональной обработкой и созданием уникальных музыкальных композиций на их основе. Предварительные результаты изучения нотно-музыкального архива А.В. Анохина создают важнейший прецедент для исследования всех нотных, текстовых и аудиоматериалов по данной теме, рассредоточенных по разным учреждениям страны и определяют перспективы этой работы.

     Список источников и литературы: 1. Анохин Андрей Викторович. Сборник песен. – Горно-Алтайск, 1962. – 36 с. 2. Бурыкин А.А. Материалы по языкам и фольклору коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в коллекциях Фонограммархива ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН [Электронный ресурс] / А.А. Бурыкин – Режим доступа: http://lingsib.iea.ras.ru/ru/round_table/papers/burykin1.shtml 3. Миненков В.М. Гражданский подвиг музыканта // Алтайская правда. – 1987. – 4 октября. – С. 4. 4. Еркинова Р.М. Архив А.В. Анохина: проблемы изучения // Сборник материалов научно-исторической конференции «Архивный документ – основа социогуманитарного знания», посвященной 85-летию архивной службы в Горном Алтае. – Горно-Алтайск. – 2011.– С. 15–18. 5. Еркинова Р. Андрей Викторович Анохин // Кан-Алтай. – № 3. – С. 3–6. 6. Композитор Андрей Викторович Анохин. Сказание об Алтае / Сост. В.Ф. Хохолков; Нотная графика В.И. Кравчука; Предисл. В.И. Эдокова. – Горно-Алтайск, 1989. – 120 с. 7. Миненков В.М. Гражданский подвиг музыканта // Алтайская правда. – 1987. – 4 октября – С. 4. 8. Пономарев В.В. Очерк истории православного богослужебного пения в храмах Сибири [Электронный ресурс] / В.В. Пономарев — Режим доступа: http://sibmus.info/texts/ponomar/ocherk.htm 9. Национальный музей, Д. № 4438. 10. Национальный музей, Д. № 4438, «Музыкальные произведения и наброски А.В. Анохина». 11. Национальный музей, Д. № 4450. 12. Национальный музей, Д. № 4451. 13. Национальный музей, Д. № 4452. 14. Национальный музей, Д. № 4452, «Из произведений А.В. Анохина».

    Автор статьи: Тохон (Полтева) И.В, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Музея-квартиры А.А. Блока, г. Санкт-Петербург.

    Опубликовано в сборнике «Урал-Алтай: через века в будущее: материалы всеросс. научн. симпозиума / БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова». – Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2012. – С. 54–57.
   Опубликовано на сайте Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина // Электронный ресурс: http://www.musey-anohina.ru. – Заглавие с экрана. Вход свободный.– (Дата обращения 21 октября 2020 г.)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language »