Телецкое озеро.

Легенды и мифы Алтая. Легенда о топшуре


     Представляем вашему вниманию легенду о топшуре, записанную известным учёным–этнографом, композитором, музыкантом, просветителем Андреем Викторовичем Анохиным в начале XX века.
   Легенда о топшуре, писал А. Анохин, как и легенды других народов, проникнута таинственностью. Она гласит, что музыка – дар неба или богов.

Легенда о топшуре

     Давным-давно жили на Алтае два богатыря. А жили они на двух высоких горах, которые разделяла быстрая и гремучая река. Известно, что сначала они жили дружно, пока не появилась зависть. Они видели, что одна гора лучше другой, и каждому из них захотелось владеть ею. Свой спор, за обладание горою, богатыри согласились решить мирным путём. Условие их было таково: – «Кто первый заговорит о женщине во время строительства моста, через реку, тот и лишается права на гору».
     Богатыри на этом согласились и начали строить мост. Но однажды, когда утреннее золотое солнце брызнуло своими лучами на землю, засветились вершины гор и пробудившиеся птицы запели весёлые песни, богатыри увидели необыкновенное явление. Из густых зарослей, под бряцанье странного инструмента, лилось дивное пение женского голоса. Обаятельное пение женщины поразило богатырей. Один из них, позабыв об условии, в восторге закричал: «О, уй-кижи!» (О, женщина!) В этот момент с оглушительной силой ударил гром, треснула молния и раздался подземный гул. В одно мгновение обрушился их мост и провалилась река, образовав впадину неизмеримой глубины. На том самом месте образовалось Телецкое озеро.
     Увлечённый видением, богатырь кинулся туда, где раздались звуки. На скале он увидел женщину, которая ударила по камню инструментом и исчезла. На камне остался лишь отпечаток, по которому алтайцы стали делать музыкальный инструмент топшур (двухструнную балалайку).

      Источник: Анохин А.В. Легенды и мифы седого Алтая // сост. В.Ф. Хохолков – Горно-Алтайск, 1997. – С. 8.

  Примечание: «Топшуурдвухструнный музыкальный инструмент, по своему виду сходный с казахской домброй, но меньше по размеру, особенно гриф. Корпус и гриф топшуура целиком вырезаются из одного куска дерева. Долбленый овальный корпус покрывают сверху тоненькой дощечкой или сыромятной телячьей кожей. Две струны, свитые из волоса конского хвоста в виде тоненьких верёвочек, прикрепляются с одной стороны к корпусу с помощью кожаных ремешков, с другой – к деревянным колкам. Волос при этом подбирается преимущественно белый. На верхней деке прорезано отверстие (отдушина), а также находится подставка для струн. Гриф не имеет ладов. Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание туго натянутой нити, но несколько чище и ярче, поэтому звучность топшуура невелика. Приёмы игры разнообразны: бряцание, тремоло, щипки. Перед игрой топшуур, имеющий кожаную верхнюю деку, подсушивают над очагом. Определённой высоты строя у топшуура нет. Две струны настраиваются на кварту так, как это удобно для голоса самого исполнителя. Используемый диапазон редко превышает октаву.»

     Источник: Хохолков В.Ф. Музыкальные инструменты Горного Алтая. 2-е издание, Издатель А. Орехов, 2003. – С. 6-7.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language »