Учитель! Пред именем твоим…


                                                         

Честь и слава советскому учителю!
       Советский плакат про учителей. Честь и слава советскому учителю! Источник: Электронный ресурс https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/215709/b4a6bb62-9c7e-4243-95ee-2c8349c45ee4/s1200?webp=false                                 Вход свободный, дата обращения 31 мая 2020 г.

        Учитель! Пред именем твоим…

      Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа учителя. Республика Алтай гордится именами известных педагогов, которые на протяжении почти двухсот лет формировали систему образования, способствовали развитию нового поколения страны, используя современные достижения педагогической науки, были специалистами в определённых областях знаний. Личность учителя всегда оказывала влияние на общую культуру учеников их родителей.
     При написании статьи были использованы личные фонды учителей Республики Алтай: Е.И. Истегешевой, Е.П. Калашниковой, З.Н. Параевой, Е.Н. Уксегешевой, хранящиеся в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина.
     Учитель всегда был и остаётся ярким представителем культуры, с которого окружающие берут пример. Вот как определял роль учителя миссионерской школы помощник наблюдателя алтайских школ священник Павел Сорокин: «У каждого учителя свой огород, покос, пашня. Алтайцы видят работы учителя и охотно берут пример. Алтайская школа и теперь, как и раньше внушает детям отвращение к вину, любовь к труду. «Это хорошо», «это плохо», «это полезно», «это бесполезно», «это доходно», «это недоходно», «тут надо так поступать» – так алтайская школа раньше говорила инородцам, эти же голоса и теперь от неё слышны» (1, с. 176). В «Отчёте о состоянии алтайских миссионерских церковных школ за 1912 учебный год помощника наблюдателя алтайских школ священника Павла Сорокина» написано: «Число школ растёт, растёт и нужда в учительском персонале. Для алтайских мальчиков есть выход на учительское поприще через Бийское Катехизаторское училище, а для девочек нет. Нужда же в этом есть. Дай Бог, чтобы ходатайство об открытии женской школы осуществилось, и из Чемала бы выходили сеятельницы добра и ума. Алтайцы будут с радостью приветствовать это святое высокое начинание» (1, с. 175).
     По этому отчёту можно прекрасно видеть, какое значение придавалось привлечению для работы в школах женщин. В этом же отчёте встречается упоминание о работе первых женщин-учительниц. Это учительница Чемальской школы Лидия Михайлова и улалинская учительница Екатерина Ялбачева (1, с. 172).
     Екатерина Ивановна Истегешева (Ялбачева) начала свою педагогическую деятельность в 1901 г. в селе Эликманар Чемальской волости. Вот как она вспоминала свой первый рабочий день: «1 октября поднялась с чувством необыкновенной лёгкости. Было ещё очень рано… На улице показалась группа малышей. Они шли в школу. Вот и она небольшая деревянная двухэтажная. Детей явилось 14 человек. Начался первый день занятий. В одной классной комнате рассажены дети на три группы (1 класс, 2 класс, 3 класс)» (4, инв. № 5732).
   Екатерина Ивановна много времени уделяла изучению уровня развития и индивидуальных особенностей мышления каждого из учеников. Она учила их вслушиваться в живую речь, в отдельные слова и понимать сказанное. Первый год педагогической деятельности Екатерины Ивановны закончился успешно, все 14 учащихся были переведены в последующие классы. Шесть лет проработала молодая учительница в Эликманарской школе. Затем она вернулась в родное село Улалинское (ныне – г. Горно-Алтайск), где также успешно продолжала трудиться в школе. Она окончила катехизаторские курсы в г. Бийске, сдав экзамен на звание учительницы.
      Многих учеников обучила Екатерина Ивановна, многие последовав её жизненному примеру, стали учителями. Выпускники школ г. Горно-Алтайска 1930–1950-х гг. с большой теплотой вспоминали свою первую учительницу.
    За безупречный педагогический труд Истегешева Екатерина Ивановна была награждена двумя орденами Ленина, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (4, инв. № 5732).
    Ученицей Истегешевой Екатерины Ивановны была Калашникова Екатерина Поликарповна. Е.П. Калашникова родилась в 1901 г. в селе Теньга Онгудайского района. В 1907 г. семья переехала на местожительства в село Улалинское, где Екатерина Поликарповна окончила школу. По настоянию учительницы Е.И. Истегешевой молодая девушка поступила учиться в Томское епархиальное училище. После шестилетнего обучения Калашникова Екатерина Поликарповна получила звание учительницы (4, инв. № 6550).
    Е.П. Калашникова начала работать в школе в период «борьбы за ликвидацию неграмотности». Она была учительницей в воинских красноармейских частях – в 233-м стрелковом полку 26-й Златоустовской дивизии, затем с мужем уехала на Дальний Восток, работала в школе младшего командного состава Даурского пограничного отряда 74-го кавалерийского полка Особой Дальне-Восточной армии. Помимо основной работы она занималась ликвидацией неграмотности среди взрослого населения и работала в школах малограмотных. С 1928 г. учительница вела методическую работу в вечерних школах для взрослых.
     Интересным фактом биографии Е.П. Калашниковой было её участие в издании рукописного педагогического журнала «Ойротская школа». Журнал издавался в 1926 г. коллективом учителей IХ группы опытно-показательной школы села Улалинского. Вот как пишет Екатерина Поликарповна о цели, с которой издавался журнал: «И в то далёкое время мы, учителя, (начинающие и опытные) умом и сердцем воспринимали… всё новое, передовое. Великое множество волнений, переживаний, стремление как можно больше взять из бурлящей и тогда жизни Единой Трудовой школы всё лучшее, осуществить у себя на практике и потом поделиться с другими учителями и школами» (4, инв. № 6550). В редакционной коллегии журнала работали учителя: Екатерина Ивановна Истегешева, Екатерина Ивановна Плюхина, Ольга Ивановна Фролова, Прасковья Александровна Голубева, Артемьева. Художественным оформителем журнала был художник Николай Иванович Чевалков, который очень внимательно прислушивался к советам учителей.
     Издание имело практическое значение. Ознакомившись с его материалами, учителя из других школ области приезжали в Улалу, знакомились с методикой проведения уроков, присутствовали на занятиях, на совещаниях, слушали, спорили. Это была живая школа обучения педагогическому мастерству и передачи педагогического опыта.
     В 1932 г. за участие в деятельности по развертыванию интернациональной работы в школе Ойротским областным отделом Союза работников Просвещения Е.П. Калашникова была удостоена звания «Ударник 3-го решающего года пятилетки строителя социализма». Это же звание было повторно присвоено ей в 1935 году (4, инв. № 6550/1).
     Затем Екатерина Поликарповна работала директором Усть-Канской школы, а в 1940 г. была переведена работать учителем русского языка и литературы в Эликманарскую семилетнюю школу. С 1940 г. жизнь и деятельность учительницы была посвящена этой школе. Все свои силы Екатерина Поликарповна отдавала своему любимому делу и детям. Из Эликманара она проводила мужа и сына на фронт, здесь же она получила извещения об их гибели в боях. В годы Великой Отечественной войны Екатерина Поликарповна вместе со школьниками после уроков сплавляла лес по реке Эликманар. Это был тяжёлый труд, посильный только мужчинам.
       Перенесённое горе и физическое перенапряжение серьёзно подорвали её здоровье, у неё развилась тяжёлая форма сердечно-сосудистого заболевания.
      Среди учеников Екатерины Поликарповны в то время были дети из других стран. В личном архиве Е.П. Калашниковой сохранилось письмо полячки Матысевич Ирины. Вот, что она пишет: «Сегодня у меня большой праздник, так как я получила Ваше письмо. Письмо, которое писала моя любимая учительница и замечательная воспитательница… Вспомнились мне те времена, когда я сидела за партой и слушала Ваши рассказы… Я стала преподавательницей русского языка… Мои ученики любят уроки русского языка, так как я много им рассказываю о Советском Союзе, о столице Москве и об Алтайском крае» (4, инв. № 6550).
     После окончания Великой Отечественной войны Е.П. Калашникова продолжала трудиться в Эликманарской школе. Вот как её работу характеризовали коллеги: «Во время работы в Эликманарской семилетней школе она безотказно вела общественную работу в колхозе… На руководящей работе в школе (завуч и директор) тов. Калашникова находилась более 10 лет. По линии профсоюза в течение 5 лет (с 1927 по 1931 год) была членом Ойротского областного отдела союза работников просвещения, руководила социально-бытовым сектором» (4, инв. № 6550).
     За свой трудовой подвиг Екатерина Поликарповна награждена орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», ей присвоено звание Заслуженного учителя школы РСФСР.
     Параева Зоя Николаевна родилась 19 декабря 1910 г. в селе Бешпельтир Чемальской волости. Отец – Параев Николай Николаевич – алтаец, мать – Суслонова Агния Николаевна – русская. Зоя Николаевна выросла в большой дружной трудолюбивой семье. Но детство её было омрачено тем, что она рано потеряла свою мать. Зоя Николаевна окончила три класса Бешпельтирской сельской приходской школы. В 1925–1926 гг. она училась в Чемале, затем – на двухгодичных педагогических курсах.
      Какие предметы в то время преподавали будущим учителям можно узнать, ознакомившись со «Свидетельством об окончании педагогических курсов» Параевой Зои Николаевны. Это были следующие дисциплины: сельскохозяйственное естествознание и его методика, химия, физика, математика и её методика, обществознание и его методика, экономическая география и краеведение, педагогика, алтайский язык и его методика, ИЗО, МУЗО, физкультура. З.Н. Параева успешно провела педагогическую практику и постановлением педагогического Совета Ойротского педагогического техникума от 1 июня 1929 г. она была признана годной для преподавания в начальной школе (4, инв. № 11665).
     После окончания педагогических курсов она работала учителем начальных классов в селе Тюдрала Усть-Канского аймака, затем её направили на работу в урочище Чакыр того же района, где она занималась организацией школы. Как позднее вспоминала Зоя Николаевна: «В первую очередь мне вместе с секретарем сельского Совета Казанцевым Михаилом надо было провести учёт детей, подлежащих обучению. Для этого нужно было объехать близлежащий район и собрать детей в школу. Если в аиле был мужчина, то приглашали зайти, поили чаем, кормили, записывали детей в школу. Мальчиков отдавали в школу охотно, а девочек не хотели отпускать учиться. Если мужчины дома не было, то женщины прятались и вообще не выходили к приехавшим» (4, инв. № 11665).
     З.Н. Параева была назначена заведующей школой и заведующей интернатом. Молодой учительнице приходилось работать в две смены: 1, 3 классы – первая смена: 2, 4 классы – вторая смена. Дети жили вместе с ней: мальчики в отдельной комнате, а девочки – вместе с учительницей. «В определённые дни приезжала красная юрта-передвижка. Приглашали на беседу людей, живших поблизости. Женорганизатор (женский организатор – авт.) проводил беседу, а медик вёл осмотр людей» (4, инв. № 11665). Красная юрта-передвижка в 1920–1930-е гг. была одной из форм культурно-просветительной работы. Учителя принимали в этой работе активное участие.
     Параева Зоя Николаевна отвечала не только за успеваемость детей, но и за их питание и обмундирование. В 1930 г. было разрешено закупить лошадей на мясо для школьной столовой. При этом надо было засолить шкуру лошади и сдать её заготовителю, и за это тоже отвечал учитель. Для пошива одежды закупалась ткань, учительница и повариха интерната кроили и шили рубашки и платья ученикам, учили девочек шить. Зоя Николаевна, как заведующая, отвечала за строительство новой типовой школы.
     На следующий год З.Н. Параева работала вторым учителем в селе Бешпельтир Эликманарского аймака (ныне – Чемальский район Республики Алтай), после этого её назначили директором школы. Вскоре в г. Улале была открыта школа профдвижения. Зою Николаевну назначили туда учителем.
     Политические репрессии обрушились на семью Параевых как и на семьи многих людей, живших в то время. 3 июня 1936 г. был арестован старший родной брат Зои Николаевны – Параев Александр Николаевич, выпускник Улалинского педагогического техникума, организатор школ в сёлах Хабаровке и Купчегене Онгудайского аймака Ойротской автономной области (ныне – Онгудайского района Республики Алтай). В 1936 г. он работал инспектором Ойротского ОблОНО (областного отдела народного образования – авт.). А.Н. Параев был приговорён к восьми годам тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет. Отбывал наказание в Коми АССР, где умер в 1940 г. В 1937 г. был арестован ещё один брат Зои Николаевны – Параев Пётр Николаевич, выпускник Московского университета трудящихся Востока, редактор газеты «Кызыл Ойрот». П.Н. Параев был осуждён и лишен свободы на 10 лет. Сведений о его дальнейшей судьбе нет. В 1956 г. оба брата были реабилитированы (2, с. 39).
      В 1934–1937 гг. Параева Зоя Николаевна училась очно в Московском редакционно-издательском техникуме. После окончания техникума она была направлена работать в Новосибирский крайиздат (краевое издательство – авт.). Затем переехала на местожительства в Москву, работала учителем в школе. Только в 1946 г. она вернулась на родину. С 1952 г. Параева Зоя Николаевна принимала участие в создании учебников алтайского языка для алтайской национальной школы. Всего ею было составлено и переработано 12 учебников.
    Среди учителей Чемальского района уважением пользовалась учитель русского языка и литературы Эликманарской средней школы Уксегешева Елизавета Николаевна. Е.Н. Уксегешева родилась 22 октября 1919 г. в селе Сайдыс Майминского аймака. Отец – Уксегешев Николай Иннокентьевич – работал учителем. Мать – Уксегешева (Реут) Александра Григорьевна – была из семьи переселенцев из Прибалтики. Она работала председателем сельского Совета. В семье было 7-ро детей. В 1924 г. умер отец.
     В годы Великой Отечественной войны в г. Ойрот-Тура (ныне – г. Горно-Алтайск) был эвакуирован Московский педагогический институт имени Карла Либкнехта. В институте было открыто алтайское отделение. Сюда поступила учиться по специальности «Русский язык и литература» Уксегешева Елизавета Николаевна. В 1947 г. она успешно окончила высшее учебное заведение (3, с. 82).
      Е.Н. Уксегешева работала завучем Кош-Агачской средней школы (4, инв. № 7696), но её основная педагогическая деятельность была связана с Эликманарской средней школой (16). Она неоднократно награждалась почётными грамотами «за добросовестное отношение к обучению и воспитанию учащихся». В 1966 г. Е.Н. Уксегешева была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1969 г. Елизавета Николаевна была избрана депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР седьмого созыва.
     Учитель на селе занимался не только педагогической деятельностью, он был обязан быть в центре всех общественно-политических событий и активно участвовать в них. Ни выборы органов власти, ни празднование юбилейных мероприятий, ни сельско-хозяйственная компания, ни одно важное событие на селе не обходились без участия в них учителей. Об этом говорят грамоты, которыми награждались педагоги. Так, Елизавета Николаевна наряду с грамотами «За безупречную педагогическую деятельность» была награждена грамотой Эликманарского райкома КПСС и райисполкома «За активное участие в проведении массово-политической работы среди трудящихся» (4, инв. № 7696).
     Сегодня труд вышеназванных учителей, оставивших о себе заслуженную память, является основой славных педагогических традиций и может служить примером для современных педагогов Республики Алтай.

     Список литературы и источников: 1. Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосибирск, 1998. 2. Книга памяти жертв политических репрессий. Горно-Алтайск, 1996. 3. Люди эпохи ХХ века. Горно-Алтайск, 2002. 4. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. – Фонды. – Фонд Образование. – Л.Ф. Истегешевой Е.И., Л.Ф. Калашниковой Е.П., Л.Ф. Параевой З.Н., Л.Ф. Уксегешевой Е.Н. 5. Полтева Т.И. Учитель! Пред именем твоим… // Оносские встречи. – 2006. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 133–145.

Материал подготовила Т.И. Полтева, 31 мая 2020 года.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language »